Strategic-Line

Гармония планирования в вашем бизнесе

Скачать демоверсию
Первый проект
Партнерам
Личный кабинет

Начало работы. Рекомендации по практическому планированию


Создавайте бизнес-план самостоятельно

По ряду причин, разработка бизнес-планов считается трудоемким процессом, именно поэтому большинство компаний стараются заказать бизнес-план «на стороне». С использованием специализированного программного продукта все меняется, так как самые трудоемкие процессы разработки финансовой части бизнес-плана возьмет на себя программа.

Теперь вы сможете самостоятельно разрабатывать бизнес-планы. Конечно, использование программы позволит на порядок сэкономить ваши денежные средства, но гораздо бо́льшая ценность заключается в наработке позитивной практики финансового планирования, что само по себе повышает уровень управления и качество принятия решений.

Первоочередной целью финансового планирования является разработка финансовых планов и отчетов, только затем можно переходить к анализу, без которого бизнес-план не имеет практического смысла, то есть – необходимо рассчитать интегральные показатели (РВ, DPB, NPV, PI, IRR и другие). Базой для расчета показателей эффективности инвестиций (интегральных показателей) является чистый денежный поток (Net Cash Flow, NCF).

☛ Пред началом планирования, познакомьтесь с руководством пользователя по использованию программного продукта, используйте его в дальнейшем в вашей работе («F1» – вызов контекстной ссылки из программы), прочтите «Анонсы возможностей Budget-Plan Express», это позволит быстрее освоить интерфейсы программы и начать использовать весь спектр ее возможностей. Также, прочтите полезные советы, ссылки и рекомендации по практическому планированию в разделах «Начало планирования: первый проект», «Пример расчета плана строительства многоэтажного 3-х секционного жилого комплекса», «Пример капитализации затрат в строительных проектах (отнесения на стоимость внеоборотных активов)», а также – текстовые и видео материалы по практическому бизнес-планированию.


Как самостоятельно подготовить бизнес-план

«Лучшие истины – кровавые истины, вырванные с мясом из собственного жизненного опыта»
(Ирвин Д. Ялом)

Любой бизнес-план условно можно разделить на 2 главные части: общее описание и финансовый расчет. На начальном этапе планирования составляется краткое общее описание операционных планов и финансовых затрат и, как правило, делаются предварительные финансовые расчеты. Но точно, что делать не нужно – это пытаться составлять изначально детализированный бизнес-план. Это – типичная ошибка начинающих. Бизнес-план всегда нужно делать в два этапа – нужно сразу выделять две задачи и два времени для реализации этих двух задач.

Качественный бизнес-план оценки рисков, учитывает инвестиционные и финансовые риски, анализ рисков при расчете инвестиционных и финансовых показателей – инвестиционный и финансовый (коэффициентный) анализ

Первая задача – составить предварительный бизнес-план – это написать краткое общее описание бизнес-плана и сделать предварительные финансовые расчеты. Как правило, для этого потребуется от 1 до 3 дней.

Второй этап (следующая задача) – это внести дополнение и уточнение в предварительный бизнес-план. Например, вы найдете новые полезные источники информации для содержательной части бизнес-плана, сделаете несколько вариантов расчетов и анализа для финансовой части бизнес-плана, подготовите графики и финансовые обоснования.

Возможно, для этого понадобиться неделя, это зависит от требований к качеству информации. Но точно, что делать нельзя – это пытаться составлять изначально детализированный бизнес-план. Это – типичная ошибка начинающих. В этом случае, будет потрачено значительно большее количество времени. Но самое главное – теряется общая картина связей планов и задач, что скажется на качестве подготовки информации (бизнес-планов).

Самое большое заблуждение

Многие думают, что бизнес-план – это комплекс нехитрых расчетов в форме ТЗ (технического задания), отраженных в таблицах – от планов продаж до расчетов рентабельности. Сегодня не один серьезный инвестор, партнер или финансовое учреждение не станут рассматривать всерьез такие расчеты, или «проекты» – на 50 страниц аналитического текста.

Другая крайность, начинать работать с программой, не используя вводных данных, которые, как правило, должны быть подготовлены в том самом ТЗ. До начала планирования в программе, напишите простое ТЗ (техническое задание) – в котором будут отражены основные параметры проекта – по продуктам, оплатам, поставкам и т. д.

Сегодня, качественный бизнес-план всегда предполагает оценки рисков, которые при планировании операционных и других бюджетов необходимо не просто учитывать, но и планировать риски. В первую очередь, учитываются инвестиционные и финансовые риски, анализ рисков при расчете инвестиционных и финансовых показателей – инвестиционный и финансовый (коэффициентный) анализ. Помимо этого, планируются общие риски, связанные с рынками, с учетом расчетов колебаний цен, другими внешними факторами, которые могут оказать существенное влияние на реализацию проекта. При планировании рисков по продуктам учитываются, в том числе, показатели безубыточности. Бизнес-план проекта, разработанный с учетом рисков и учитывающий, в том числе, негативные сценарии, наиболее предпочтительный для инвестора.

Дело в том, что в основе инвестиционного анализа лежит методика оценки дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow, DCF), используемая для анализа привлекательности определенной инвестиционной возможности. В статических планах ТЗ (технического задания) практически невозможно построить прогнозный дисконтированный денежный поток. Budget-Plan Express «умеет» планировать дисконтированные денежные потоки (Cash flow), генерируя их в финансовые отчеты и мощную аналитику.

☛ Одно из главных отличий бизнес-плана от ТЗ (технического задания) – построение финансовых таблиц на основе модели генерируемых денежных потоков.


Планирование прямых затрат в нециклических проектах на примере строительного проекта

В нециклических проектах (например, строительство) прямые затраты планируются непосредственно в диаграмме Ганта, и для каждого этапа учитывается стоимость и структура затрат, произведенных в определенные периоды оплаты.

☛ Заметьте, диаграмма Ганта (Gantt chart) создается с помощью интерфейса программы, но при желании ее можно импортировать из MS Project. Диаграмма трансформируется в финансовую таблицу «план затрат на реализацию этапов производства» – это главная цель создания диаграммы Ганта: получить в конечном итоге финансовую таблицу, которая затем будет включена в расчеты операционных затрат.

И одно из ключевых преимуществ диаграммы Ганта – быстрота разработки плана. Например, в строительных проектах с помощью диаграммы Ганта создается до 70 и более процентов расчетной части бизнес-плана. И понятно, что специфика данного формата отображения данных позволяет работать только нециклическими проектами (строительство, производство уникальных изделий с длительным циклом производства, консалтинг и т. д.).


Подготовка к планированию


Создание файла с настройками параметров проекта

Для вызова программы запустите приложение BPlanExpress.exe. Выберите из списка проект или файл-шаблон, если он был ранее создан. Если вы впервые отрываете программу, возможно, в списке файлов у вас единственный стартовый проект – «BudgetPlanExpress». Создание файла с настройками параметров проекта Создайте файл-шаблон и используйте этот файл (файлы) в дальнейшем, для создания новых проектов, что позволит сократить время разработки проектов.


Настройка файла «шаблона» проектов

В общих настройках установите год начала реализации проекта (месяц планирования не указывается, это может быть любой месяц проекта). Установите другие настройки – параметры учета, налоги и т. д. (смотрите раздел «Общие настройки»). После установки начала проекта в общих настройках, установите начало нового учетного периода во всех таблицах планов: Главное меню → Установка периодов → Новый учетный период. Также, в «общих настройках», в поле «компания (проект)» укажите полное наименование проекта.

☛ Совет. Если необходимо посчитать проект в разных вариантах, используя пункт меню «Создать новый проект», создайте варианты одного проекта, например:

  1. Строительство каркасных домов – проект с привлечением средств инвестора и кредитных ресурсов;
  2. Строительство каркасных домов – 50 % долевое участие, привлечение партера для льготного ипотечного кредитования.
  3. и т. д.
Войдите в общие настройки из главного меню "Настройки → Общие настройки":

Общие настройки  - налоги, амортизация, финансовый и инвестиционный анализ. Финансовое планирование и анализа с «Budget-Plan Express» для Windows 

  Смотрите подробнее разделы «Подготовка к планированию. Настройка шкалы времени» и «Общие настройки. Общие данные».

Создать новый проект, используя файл «шаблон»

Откройте файл «шаблон», в котором сохранены ваши настройки или предварительные расчеты проекта, выберите пункт меню: "Главное меню → Файл проекта → Создать новый проект → В диалоговом окне нужно указать имя нового файла", после чего начинайте работать с новым проектом.

Придумайте короткое имя для вашего файла-проекта, имя может также содержать индекс (вариант расчета) и нажмите «Сохранить», как показано на изображении. Можно выбрать также существующий файл, изменив его имя (добавить индекс). В имени сохраняемого файла желательно использовать английские буквы или цифры:

Создайте копию файла «шаблона», в дальнейшем используйте этот файл для работы с проектом

☛ Заметьте, к имени вашего файла программа сама добавит обязательный префикс «BudgetPlanExpress».

При запуске программы (BPlanExpress.exe), все файлы проектов, находящиеся в системном каталоге, будут включены в список выбираемых проектов. Количество создаваемых проектов не ограничено. В списке появятся имена файлов-проектов и информация о них: дата последнего изменения, а также наименование файла, в информационном поле – «имя проекта» (которое было указано в «Общих настройках») и «год начала планирования».

При запуске программы (BPlanExpress.exe), вызывается в список выбираемых проектов



Подготовка справочников и операционных планов

Некоторые операционные планы не могут быть изначально стандартизированы, так как их содержание зависит от деятельности компании (например, план продаж). Эти четыре плана создаются непосредственно пользователем – в справочниках. Создайте следующие справочники:
  1. Справочник продуктов,
  2. Справочник "материалов и нормативных затрат" (возможно, такой справочник не понадобится, например, в строительном проекте),
  3. Справочник "ресурсов и этапов производства" для редактирования плана производства (только для дискретных проектов, например – в строительном проекте),
  4. Справочник постоянных затрат.

  Если ваш проект – это циклическое производство (например, производство сыра), значит в вашем проекте не нужно создавать диаграмму Ганта и справочник "ресурсов и этапов производства".

  Напротив, если у вас дискретное производство (например, строительство), значит вам скорее всего не понадобиться справочник "материалов и нормативных затрат", и все прямые издержки вы укажете в диаграмме Ганта и в справочнике "ресурсов и этапов производства".

После того, как справочники готовы, создайте соответствующие операционные планы:

Справочники Таблицы
Справочник продуктов План продаж
Справочник материалов и нормативных затрат План закупок и нормативных затрат
Справочник ресурсов и этапов производства План затрат на реализацию этапов производства
Справочник постоянных затрат План постоянных затрат

Как создать или импортировать справочник, создать соответствующий операционный план, смотрите в разделе «Подготовка к планированию. Справочники».


Транслит

«Транслит» – это специальная функция для перевода текста таблиц (планов) на другие языки («русский», «английский» и «пользовательский»). Однако, с помощью функции «транслит» можно настроить содержание таблиц, в соответствии с требованиями корпоративной отчетности. Например, если в отчетах компании используется «Маржинальная прибыль», вместо «Валовой прибыли», в этом случае, для изменения текста таблиц, редактируется «пользовательский» сегмент страницы (доступный для редактирования) как показано на рисунке:

Функция для перевода текста таблиц (планов) на другие языки («русский», «английский» и «пользовательский») 

При подготовке бизнес-планов, тексты таблиц также могут быть переведены на любой другой иностранный («пользовательский») язык. Это может быть актуально, например, если партнер компании предпочитает использовать отчетность на собственном (в данном случае – «пользовательском») языке.

При подготовке бизнес-планов, тексты таблиц также могут быть переведены на любой другой иностранный язык 

  Смотрите подробнее раздел «Подготовка к планированию. Транслит».


После соответствующей подготовки проекта можно приступать к практическому планированию, где вам обязательно понадобится написанное ранее ТЗ (техническое задание) в качестве первичной информации для ввода данных в программу. Смотрите «Практическое планирование. Первый проект».



Рекомендуемые материалы и публикации

Практическое планирование невозможно без сопутствующих знаний и компетенций в области управления эффективностью, финансового и инвестиционного анализа. Эти и другие материалы, а также – ссылки на статьи и материалы по МСФО, которые могут быть полезными при внедрении практического планирования, можно посмотреть в разделе «Материалы и публикации».


Инвестиционный анализ

Значение дисконтирования и определение уровня ставки в инвестиционных проектах
Показатели эффективности инвестиционного проекта (инвестиций)
Некоторые особенности расчета показателей эффективности и включения в расчет начальных инвестиций
Как посчитать средневзвешенную стоимость капитала – WACC
Показатель экономической прибыли EVA (Economic Value Added) и другие комплексные показатели

Планирование и финансы

Разработка финансовых планов - шаг за шагом к реальности
Практическое значение оценок рисков в бизнес-планировании
Специфика планирования в строительных проектах
Учет дискретной и циклической модели в бизнес-планировании
Методика расчета анализа безубыточности
Методы и алгоритмы расчета кредитных продуктов
Кредитный калькулятор – формулы аннуитетов для простых и сложных процентов и дифференцированные платежи (здесь можно посчитать кредит)
Краткосрочные прогнозы и корректировки колебаний цен с применением скользящих средних
Практика применения моделей скользящих средних
Алгоритм расчета запасов и средневзвешенной цены
Алгоритм расчета налога на имущество
Алгоритм расчета отложенных налогов
Методы амортизации в бухгалтерском и налоговом учете
Анализ отклонений как инструмент контроля и принятия решений
Факторный анализ
Факторная модель Дюпона
Практика некоторых решений в бюджетном анализе
Финансовое планирование - модифицированный подход
Планирование и инвестиционное управление
Бюджетное планирование и стратегия
Total Cash Management – технология управления денежными потоками
Управленческий учет




   Компания | Продукт | Купить | Материалы | Контакты  
Рейтинг@Mail.ru